На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Номер

16 подписчиков

Бедные дети

По Госкомстату бедных формально становится меньше, но правительство оперирует другими данными и это даже хорошо, как хорошо и то, что на бедность обратили внимание и решили начать ее сокращать. Однако для решения проблемы в целом этого будет недостаточно - бедных нужно не только "подкармливать", но и вытеснять из низов в "зону благополучия" в экономике, расширять которую пока никто не рвется.

Бедность и порог

В правительстве решили начать бороться с бедностью, при том, что по признанию вице-премьера Ольга Голодец, большая часть российских бедных - это семьи с детьми, а всего по ее данным в стране 22 млн бедных. "Мы будем делать все, чтобы этот процесс остановить, и приступить к тому, чтобы сокращать число бедных", – заявила накануне вице-премьер в интервью телеканалу "Россия 24" вице-премьер российского правительства.

Надо отметить, что Госкомстат дает иные данные. Посмотрим на строки таблицы "Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации" (левая колонка - число бедных, справа - доля от всего населения), которая на данный момент является последней из опубликованных на эту тему насайте ведомства.

 

I полугодие

21,7

15,1

III квартал

17,9

12,4

Как видно, в третьем квартале по сравнению на началом года число людей, перешагнувших границу прожиточного минимума на пути вниз, резко снизилось. А в начале года, по сравнению с предыдущим, 2014-м, оно напротив сильно возрасло. Понятно, что такие скачки существуют лишь формально-статистически, миллионы людей не станоаятся из состоятельных бедными за полгода. Но все же эти скачки о чем-то говорят - а именно о нестабильности ситуации. В течение года немного подросли доходы населения, и потому возможно 4.8 млн человек опять формално переступили черту бедности, на сей раз - вверх.

О чем еще это говорит? О том, что у границы бедности находятся десятки миллионов людей. И в этом смысле, если вице-премьер берет для выступления их число в 22 млн, то это в общем соответствует истине. И большой минус ситуации в том, что программы поощрения рождаемости, которые были положены в основу госполитики в целом и демографической политики в частности 5-7 лет тому назад, не "вытаскивают" семьи с детьми из бедности. Как и программы развития предпринимательства и проч. А должны бы. Вряд ли кто скажет, что в России живет два десятка миллионов ленивых разгильдяев и их детей нахлебников, чающих обогащения на пособиях. Это будет чистое вранье. Нет, живут - десятки миллионов трудоспособных, трудолюбивых и чадолюбивых людей со своими юными отпрысками, которым давшая задний ход экономика не способна обеспечить приложение сил и достойный уровень жизни.

"Здесь есть серьезнейшая проблема. Эта проблема в том, что среди бедных у нас сегодня большая часть - это семьи с детьми", - сообщила Ольга Голодец. Она отметила при этом, что принятые программы занятости населения и содействия трудовой мобильности граждан позволили удержать безработицу на относительно низком уровне. Но ситуация в экономике привела к падению заработных плат.

Логика инерционно-нефтяной экономики диктует свои закономерности. Жить можно и "от нефти", если сделать этот сектор инновационным, ориентированным на заказы отечественному машиностроению, создание своего сложнейшего оборудования. Но именно "от" - как от печки, одновременно выстраивая перспективы для других отраслей. Эксперты указывают сейчас на то, что зарплаты наконец приблизились к темпам роста производительности труда, а не опережают их, как прежде. Но производительность труда растет в современной экономике не оттого, что из кого-то ленивого выжимают семь потов, а оттого, что 30-ти квалифицированным работникам из ста дают новейшее оборудование, а для 70-ти освободившихся при этом строят поблизости два новых современных завода и требующую обслуживания инфраструктуру. Без этого подхода все мы - бедные дети западной экономики, бессильно повисшие на ее финансовых и технологических помочах и падающие, как только их бросают. Да, сейчас активно пошла в рост оборонка, но промышленная политика должна быть куда масштабней, чтобы дать значительный социально-эеономический эффект. А что же мы будем наблюдать при сохранении существующих тенденций?

 

Извилистая линия на поиск резервов

 

Как полагают эксперты Аналитического центра при правительстве РФ (АЦ), РАНХиГС, ЦМАКПа и Всемирного банка, уже в следующем году россияне могут оказаться отброшенными на 11 лет по показателям уровня и качества жизни. По их оценкам, бедность  будет расти на 2 п. п. в 2015 и 2016 годах - до 16% и достигнет максимума с 2005 года, пишет агентство «Прайм» со ссылкой на текст исследования.

Непосредственно причиной такого риска является именно падение цен на нефть. Только в прошлом году цены на нефть упали вдвое со 100 до 50 долларов. В этом году падение продолжилось и в третьем квартале цены на нефть рухнули до 36-38 долларов за баррель. При этом некоторые эксперты не исключают дальнейшего снижения до 15-20 долларов. В таких условиях государство не сможет выделять часть прибыли от продажи энергоносителей на поддержание доходов домохозяйств, поэтому последние продолжат падать. 

По мнению замдиректора НИИ "Центр развития" ГУ-ВШЭ Валерия Миронова, если раньше зарплаты росли быстрее производительности труда на фоне дорогой нефти, то теперь их рост взаимосвязан, как и должно быть. Если нефть долго будет дешевой, то вернуться к докризисным показателям роста благосостояния граждан удастся совсем нескоро.

Жертвами кризиса в результате станут дети, пенсионеры, а также те, кто работает неполный день. Уже в уходящем году их доходы начали сокращаться, и в 2016 году эта тенденция продолжится. По словам Валерия Миронова, под ударом, в первую очередь, окажутся бюджетники и работники сектора услуг, который в 2000-е годы рос опережающими темпами и теперь будет сокращаться. Уже в этом году реальные доходы с учетом инфляции упали на 10-15%, в следующем году тенденция продолжится.

В то же время в экономике остается ряд отраслей, которые по-прежнему неплохо себя чувствуют - растет и объем производства, и зарплаты. Это химия, нефтепереработка, деревопереработка, производство строительных материалов, отмечает  эксперт. Туда могут отправиться те, кто будет высвобождаться из бюджетных и сервисных  структур.

2015-й год по большому количеству показателей приблизился к кризисному 2009 году, отмечает руководитель центра «Общественная дума» Роман Терехин. Например, это касается уровня доходов граждан, бедности, инфляции. Во многих отраслях начался период устойчивой стагнации, особенно это касается производства. Грядущий 2016 год Россия встречает со значительным дефицитом бюджета. Официально обнародованные цифры: чуть менее 2,5 трлн рублей, около 3% ВВП. Впрочем, учитывая нынешние цены на нефть, эта цифра вряд ли будет окончательной: стоит ждать ее увеличения до 3,5%, а в худшем случае - до 4-4,5 % от ВВП. 

Однако правительство находит ресурсы для выхода из ситуации, говорит эксперт. Например, в 2016 году пенсионные накопления все также останутся заморожены. В результате этого решения сэкономленная сумма составит порядка 342 млрд рублей. Однако на сегодняшних пенсионеров это решение никак не отразится, в первом полугодии нового года пенсии будут проиндексированы на 4%. Проблемы могут возникнуть только в среднесрочной перспективе, если государство в течение нескольких лет не вернет средства, взятые из Пенсионного фонда.

Другой ресурс, которым может воспользоваться государство - дополнительные поступления от улучшения администрирования, другими словами - собираемости - страховых взносов. Это сумма на уровне 100 млрд рублей. Одним из самых потенциально объемных источников финансирования дефицита бюджета может послужить пересмотр налоговых льгот. Вместе с тем вряд ли государство будет урезать социальные льготы, поскольку это вызовет волну недовольства. Ситуация может начать стабилизироваться к 2017 году, полагает Роман Терехин, а к докризисным показателям мы можем вернуться через 4 года.

При этом вряд ли можно ожидать острых социальных явлений, в том числе благодаря сглаживающей ситуацию информационной политике, которую проводит государство, добавляет адвокат компании «Деловой фарватер» Антон Соничев. В частности, первые лица страны озвучивают существующие проблемы, устанавливают приоритеты их решения и возможные выходы из ситуации.

Не такую плохую ситуацию в общественных настроениях подтверждают и опросы. Так, по результатам ВЦИОМ осенью 2015 года, 48% россиян их жизнь по большей части устраивает, и только 21% - нет. Сегодня россияне оценивают экономическое положение страны на 44 пункта, что в два раза выше, чем в 2009 – тогда показатель составил 20 пунктов. Однако, по мнению Соничева, в ближайшие год-два, пока экономика не пойдет в рост, все-таки можно будет отметить увеличение количества безработных, брошенных детей и разводов, уровня преступности и теневой занятости.

наверх